ИНСТРУКЦИЯ «Оказание необходимой помощи детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ – детский сад № 38
Приказ №____от ______________г.
________________________/А.И.Байнова /
« ___»______________20___ г.

ИНСТРУКЦИЯ
«Оказание необходимой помощи детям-инвалидам и лицам
с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ»
1. Общие положения
Настоящая инструкция разработана для Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения - детский сад № 38 (далее - МАДОУ) в целях реализации
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ согласно ч.1
ст.15.
1.1.

1.2. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций

организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Маломобильные граждане (МГ) — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном
передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в
пространстве (люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших
возрастов, люди с детскими колясками и т.п.).
1.3. Настоящая Инструкция разработана в целях:
1.3.1. Недопустимости дискриминации в МАДОУ по признаку инвалидности, то есть любое

различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом
которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с
другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина
в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной
области.
1.3.2. Реализации прав воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на получение

образования и воспитания и социальной адаптации в условиях МАДОУ.
1.4. Настоящая Инструкция обязательна для исполнения всеми сотрудниками МАДОУ.
1.5. В соответствии с настоящей Инструкцией сотрудники проходят инструктаж и обучение по

вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и услуг
МАДОУ, в том числе с участием персонала (с оказанием помощи на объектах в преодолении
барьеров и сопровождении инвалида или лица с ОВЗ).
1.6. Инструктаж и обучение сотрудников проводится ответственным лицом из числа членов

комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов (строения, сооружения и
помещения) согласно Положения «комиссии по проведению обследования и паспортизации
объектов (строения, сооружения и помещения)».
1.7. Для учета работы по инструктажу и обучению сотрудников по вопросам доступности

объектов и услуг МАДОУ ведётся «Журнал учета проведения инструктажа сотрудников по
вопросам доступности» (далее - Журнал).
1.8. Допуск к работе вновь принятых работников МАДОУ осуществляется после прохождения

инструктажа и обучения по вопросам доступности объектов и услуг МАДОУ.
1

2. Общие правила этикета при общении с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам МАДОУ и объектам, на
которых они предоставляются, сотрудникам необходимо соблюдать следующие общие правила
этикета при общении с указанными категориями лиц в зависимости от конкретной ситуации:
2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует непосредственно к

нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. При знакомстве с
инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать ему руку, расположить к с себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать себя и других

присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к кому в данный
момент обращен разговор, и называть себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется подождать, пока

указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае положительного ответа
спросить, что и как делать для оказания помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребёнку по имени, взрослому

человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности в общении,

необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать, когда указанное лицо
самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пользующимся

инвалидной коляской или костылями, располагаться следует на одном зрительном уровне или
сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.
2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с гиперкинезами

(патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах
мышц) реагировать на непроизвольные движения указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо привлечь внимание

указанного лица движением руки. В процессе диалога с указанным лицом рекомендуется
смотреть прямо в глаза, говорить максимально четко, внятно произносить окончания слов,
предлоги и местоимения.
2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребёнку - инвалиду, инвалиду или лицу с ОВЗ, где

находится санузел для данной категории лиц, что поможет ему быстрее адаптироваться на
объекте МАДОУ.
3. Особенности взаимодействия с различными
ограниченными возможностями здоровья

группами

инвалидов

и

лиц

с

3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении.
При общении с указанной группой лиц следует уведомить о наличии на объектах МАДОУ
определенного специального оборудования для инвалидов и лиц с ОВЗ (например, подъёмник
(ступенькоход) для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске, бегущие дорожки,
адаптированный лифт) и возможности пользоваться им. Сотрудники обязаны встретить,
вежливо объяснить где находиться нужный объект инвалиду, убедиться в доступности прохода
куда следует передвигаться. Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять ее
местоположение без согласия инвалида или лица с ОВЗ. При открытии тяжелых дверей, при
передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом рекомендуется предложить помощь
инвалиду или лицу с ОВЗ, пользующемуся инвалидной коляской или костылями. Сотрудники
должны помнить, что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие
повороты и толчки могут привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной коляски.
2

3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи.
Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо, дружелюбно и не
поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправлять данное
лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда, когда собеседник
закончил формулировать свою мысль. При разговоре рекомендуется смотреть в лицо
собеседнику, поддерживать визуальный контакт. В беседе стараться задавать вопросы, которые
требуют коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация воспринята и
осмысленна. В случае, если фраза не понятна, рекомендуется попросить собеседника повторить
ее. Сотрудники обязаны помнить, что нельзя пытаться ускорять разговор, так как лицу с
нарушениями речи требуется большее количество времени для формирования высказывания.
Следует быть готовым к тому, что разговор с указанным лицом займет больше времени. При
возникновении проблем в устном общении необходимо предложить использовать другой
способ общения: взрослому, посетившему МАДОУ - написать, напечатать; ребёнку - показать
жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения.
В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный язык, выражаться
точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов и образных выражений, если
только нет точной уверенности в том, что собеседник с ними знаком. Следует исходить из того,
что лицо с задержкой в развитии имеет жизненный опыт, как и любой другой взрослый человек.
Необходимо помнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать
документы, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения имеет много
степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение,
могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое
зрение, у других слабое прямое при хорошем периферическом. Данные критерии в
обязательном порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и
учитывать при общении. При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудник должен
поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех присутствующих лиц. В первую
очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением зрения, куда он следует, нужна ли ему
помощь, в какой мере, а в случае положительного ответа помочь ему. Предлагая помощь,
следует направлять лицо с нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку. Сопровождая
лицо с нарушениями зрения, сотрудник должен передвигаться на объекте МАДОУ без резких
движений, не делать рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось от помощи в
сопровождении по объекту МАДОУ, при этом сотрудник заметил, что указанное лицо сбилось с
маршрута, сотрудник обязан подойти и помочь лицу выбраться на нужный путь. Сотрудники
обязаны поставить в известность лицо с нарушением зрение о наличии на объекте МАДОУ
информационных табличек, изготовленных с использованием шрифта Брайля. Для ориентации
лица с нарушением зрения на объекте МАДОУ необходимо кратко описать местонахождение,
характеризовать расстояние до определенных предметов; своевременно предупредить о
препятствиях: ступенях, низких притолоках, трубах и т.п. Запрещается давать команды
собакам-поводырям, трогать, играть с ними. Следует помнить, что собака-поводырь выполняет
служебную функцию при лице с нарушением зрения. Если сотрудник предлагает лицу с
нарушением зрения присесть, следует направить руку данного лица на спинку стула или
подлокотник. При необходимости зачитывания лицу с нарушением зрения какой-либо
информации сначала следует предупредить данное лицо об этом. Читать необходимо все,
воздержавшись от комментариев: название, даты, текст документа - от заголовка до конца, не
пропускать редко употребляемые или международные слова. При чтении какого-либо
документа лицу с нарушением зрения рекомендуется для убедительности дать ему документ в
руки. Если лицо с нарушением зрения должен подписать документ, следует в обязательном
порядке прочитать документ вслух данному лицу, при необходимости для полного восприятия
3

текста повторить его. Инвалидность не освобождает лицо с нарушением зрения от
ответственности, обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько типов и
степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов общения с лицами с нарушением
слуха. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или
сопровождающего его лица и учитывать при общении. В процессе диалога с лицом с
нарушением слуха следует смотреть прямо на него. Не затемнять лицо, не загораживать его
руками, волосами или какими- то предметами. Лицо с нарушением слуха должно иметь
возможность следить за выражением лица собеседника. Для привлечения внимания лица с
нарушением слуха следует назвать его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть
человека или же помахать рукой. При общении говорить следует максимально четко
артикулируя и замедляя свой темп речи, внятно произносить окончания слов, предлоги и
местоимения, так как данная группа лиц испытывает значительные затруднения в восприятии
отдельных звуков. В диалоге использовать простые фразы и избегать несущественных слов, при
необходимости перефразировать сообщение с использованием более простых синонимов, если
собеседник не понял информацию. Если сотрудник сообщает информацию, которая включает в
себя сложный термин, рекомендуется для восприятия лицом с нарушением слуха написать ее,
или донести любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. При работе с
данной группой лиц возможно использовать язык жестов, выражение лица и телодвижения для
пояснения смысла сказанного. Если общение происходит через сурдопереводчика, необходимо
помнить, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».