21.08.2023
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой либо другой вид искусства, доступна ребенку. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество), необходимо развивать в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности, склонность к определенным видам деятельности. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.
Развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности – основная задача музыкального воспитания.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана и с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах, можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Это влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Чувство ритма, (третья музыкальная способность), формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера. Эти занятия также важны для общего развития ребенка, так как требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти.
В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.
Основной задачей программы по музыкальному воспитанию является развитие музыкальности. В понятие «музыкальность» объединяются музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности. Способности проявляются в деятельности, которая требует их проявления.
Театрализованная деятельность требует проявления всех музыкальных способностей ребенка.
В восприятии музыки наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая составляет основу развития музыкальности. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.
Для активизации процесса восприятия используют на музыкальных занятиях прием сравнения. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей.
Так же целесообразно использовать перед прослушиванием музыкальных произведений чтение стихов, которые созвучны ему по настроению.
Такие небольшие творческие задания развивают воображение ребенка, способствуют развитию его образного мышления, развивают умение сформулировать и обосновать свой выбор. Детям очень нравятся такие задания и они с удовольствием выполняют их.
На начальном этапе работы над спектаклем дети прослушивают весь музыкальный репертуар, затем проводится беседа о характере героев. Такой анализ приучает детей внимательно слушать музыку, учит музыкальному воображению. Например, после прослушивания музыкального вступления песни Синьора Помидора из музыкального спектакля «Чипполино», можно задать детям вопросы: «Какая звучит музыка? Какой герой может появиться вместе с этой музыкой и почему?» (музыка сердитая, недобрая, это музыка для Синьора Помидора, потому что он такой же сердитый). Таким образом, у детей появляется свое отношение к герою.
Способность различия и воспроизведения мелодии по слуху (музыкально-слуховые представления) развивается, прежде всего, в пении. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Так же в пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как любимые песни он может исполнить в любое время по своему желанию.
Развитие музыкальных способностей является одной из задач певческой деятельности. Овладение пением у детей происходит постепенно. На музыкальных занятиях с детьми используются певческие упражнения, направленные на развитие певческих навыков: дикции и артикуляции, певческого дыхания, звукообразования, расширения диапазона голоса, звуковедения, чистоты интонирования.
На музыкальных занятиях мы изучаем особенности каждого ребенка, отмечаем детей, чисто интонирующих мелодию, пропевающих музыкальную фразу до конца. Так же возможно использование элементов логоритмики: это упражнения для развития координации слова с движением, для развития речевых и мимических движений, для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.
В музыкальных, кукольных спектаклях, инсценировках и драматизациях пение является одним из основных видов музыкальной деятельности. Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние героя, которое отражено в песне. Беседе об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение. При распределении ролей в спектакле учитываются способности, желание ребенка, его голосовые данные. Есть спектакли, в которых принимает участие вся группа детей. Яркая образность мелодий, юмор, участие всего детского коллектива, создают желание петь даже самых застенчивых и малоактивных детей. Работа над спектаклями способствует развитию эмоций, речи, движений. При этом создается творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть и звонкость.
Основу эмоциональной отзывчивости на музыку составляет и чувство ритма. Музыкальный ритм позволяет передавать в движениях изменения в настроении музыки. Для развития этой музыкальной способности на музыкальных занятиях используются музыкально-ритмические движения: хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног, и т. д.
Углубить восприятие и понимание музыкального произведения, сформировать музыкально-ритмические двигательные навыки помогает музыкальная игра. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей; формирует ритмичность движений, их координацию, пространственную ориентацию. Упражнения, выполненные под музыку, способствуют так же общей коррекции движения путем мышечного расслабления, увеличения объема произвольных движений.
В спектакле содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. В процессе работы над спектаклем дети учатся воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки (например, злой волк, веселый Петрушка, хитрая лиса и т.д.)
В процессе работы над спектаклем, ребята слушают музыку, поют, двигаются, что делает их восприятие активным, усиливает интерес к музыке, совершенствует артистические навыки детей, навыки хорового и сольного пения, умение внимательно слушать музыку и в движении передать ее характер и характер персонажей спектакля.
В.А.Сухомлинский считал, что «музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы».
В МИРЕ МУЗЫКИ
Встреча с хорошей музыкой – всегда праздник.Чем раньше ребенок соприкоснется с ее лучшими образцами, тем ярче будут его впечатления. Как сделать, чтобы музыка вызывала отклик, заинтересовала малыша, была понятна ему?
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении близких ему людей, семья способна развить его эстетические чувства. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть и несовершенному. К тому же вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором. А жаль! Такие первые ростки становления музыкальной культуры в семье укрепляют отношения с детьми. Спойте колыбельную, когда укладываете спать малыша, вы можете заменить слова песни другими, называя его любимые игрушки.
В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроения и чувства: радость и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки.
Учите детей слушать музыку, вызывайте у них желание петь, танцевать, играть. Если музыка войдет в ваш дом, жизнь в нем станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадывались.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других позже, труднее. Способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте у большинства детей проявляется лишь к пяти годам. Но если способности не проявляются рано, это не говорит об их отсутствии. Большое значение имеет окружение, в котором растет малыш. Раннее проявление способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Одни дети способны развить высокого уровня музыкального развития, другие более скромного. Важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к важнейшему явлению духовной культуры.
Не каждый малыш получает музыкальное образование в раннем возрасте. Не следует «тянуть» ребенка в музыку. Однако научить его чувствовать и понимать ее можно и без этого: нужно вместе с малышом музыку слушать. Это развивает в нем музыкальный слух, чувство прекрасного.
Музыкальный руководитель, Е.В.Макарова
26.10.2022
Как же
хорошо, что мы вновь можем приглашать вас на наши утренники! И это
замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребенок
красивый, умный, талантливый, сообразительный! А чтобы и вы, и ребенок не
испытали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько
простых правил:
Готовьтесь к утреннику!!!
Если в детском
саду вас попросили выучить слова или роль, подготовить костюм для ребенка, не
отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает
серьезных финансовых трат). Очень распространенной ошибкой родителей является
то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто
вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам
сдали ребенка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги
зарабатываем». Это в корне неверно. Воспитание ребенка — процесс непрерывный и
многогранный, и в нем должны принимать участие, как работники детского
учреждения, так и родители. Тогда результаты наших общих усилий будут заметны.
Приходите на праздники в детский сад!!!
Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне
важен для вашего ребенка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи,
именно вы слушали, как он читает стихи и поет. Ребенок не всегда чувствует себя
артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как
такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями
«вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый
человек. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то
обязательно честно предупредите об этом ребенка, ни в коем случае не
обнадеживайте его и не обманывайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать
утренник на видео — попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых
технологий и Интернета — это сделать очень просто. И последующий семейный
просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.
Не обесценивайте старания вашего ребенка!!!
Для ребенка утренник — это серьезное событие, очень
ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется!
Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то
забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не
устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребенка с Машей, Сашей или
Мишей. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать,
что вы думаете именно так, и никак иначе.
Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно
восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других
детей. Все дети талантливы и способны, только каждый — по-своему.
Придерживайтесь правил!!!
Детский сад — это учреждение с определенными
правилами. Желательно надеть вторую обувь, снять верхнюю одежду. Это делается
для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Чтобы потом
не пробираться через ряды уже сидящих.
Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что
это совсем несложно.
Участвуйте в празднике!!!
Очень часто сценарии детских утренников предполагают
интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные
игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребенку будет очень приятно, да и вы,
скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство».
Вот, пожалуй, и все. с уважением, Елена Васильевна Макарова, музыкальный руководитель МАДОУ - детский сад № 38